Логотип Coursus

Что такое финансовый план

20 марта 2023
837 просмотров
Василий Пологов
Финансы

Без грамотного финансового плана значительно вырастают риски при принятии многих решений относительно работы и развития компании. Финансовый план позволит использовать все удачные возможности и значительно снизить число ошибок в работе. Именно поэтому любой менеджер, финансист, маркетолог, а также владелец бизнеса должен уметь успешно управлять финансами или хотя бы знать основы этой дисциплины. В данной статье рассмотрим основы финансового плана. 

Финансовый план: что это такое

Финансовым планом называют комплексное планирование относительно работы и развития компании в денежном выражении. План позволяет эффективно управлять расходами и доходами организации. Деньги, которые имеются в доступе первоначально распределяются между направлениями фирмы, после чего происходит формирование финансового плана. Четкое управление финансами необходимо для обеспечения финансирования организации, план позволит изначально определить, на какие нужды и запланированные проекты компания имеет требуемые средства. 

Предположим, компания занимается выпуском межкомнатных дверей, сегодня фирма производит двери на общую сумму в 5000000 рублей, однако, руководство желает увеличить эту сумму в 10 раз. На счетах фирмы сегодня в наличии 10000000 рублей. Для достижения желаемого уровня производства компании необходимо оборудовать новые производственные помещения, что предполагает аренду площадей, их ремонт, покупку инструмента и оборудования, привлечение новых сотрудников. Кроме того, средства со счетов так же тратятся и на закупку материалов для новых партий. Вполне логично задаться вопросом на тему того, а хватить ли имеющихся ресурсов на реализацию проекту по увеличению производственной мощности. Именно финансовый план позволит определить может ли организация самостоятельно потянуть процесс, или же ей будет необходимо искать помощь в виде инвестиций, или же отложить запланированное до лучших времен. 

Сегодня выделяют три основных типа финансового планирования, стоит отдельно рассмотреть каждый из них. 

Краткосрочный план

Как правило речь идет о сроке в несколько недель, очень редко рассматривается период более месяца. Здесь план представлен простым подробным списком, где указаны запланированные поступления средств и расходы на рассматриваемый промежуток времени. Большая часть этих расходов управлению компании известны сразу, например, заработные платы, закупка материалов, оплата аренды и так далее. Следовательно, для составления краткосрочного плана потребуется просто собрать полный список всех расходов на эти сроки, после чего можно легко оценить возможности компании на это время с учетом плановых приходов средств. Если же средств компании не будет хватать, то можно и не отказываться от запланированных целей, часто бывает так, что некоторые запланированные расходы можно перенести. Например, можно договориться об отсрочке оплаты с поставщиком материалов для производства. 

Долгосрочный план

Также его называют стратегическим планом. Это планирование относится к наиболее абстрактным. Изначально определяется общий результат или отдельные цели и параметры, к которым компания хочет прийти через несколько лет. Уже на основе этих целей и формируется план. На основе текущей ситуации определяются все предполагаемые расходы на указанный период. При составлении такого плана учитывается уровень рентабельности, чистая выручка, оборачиваемость и прочие показатели. План предполагает установку долгосрочных целей, которые сейчас нет нужды или возможности детально проработать. Такой план предполагает постановку целей, определение ключевых задач на установленный период и определение ожидаемых показателей.

Среднесрочный план

Из названия можно понять, что этот план является чем-то средним между долгосрочным и краткосрочным. Как правило, здесь рассматривается срок от нескольких месяцев до года. Естественно, это позволяет гораздо более точно прогнозировать всевозможные доходы и расходы, чем при составлении долгосрочного плана. Например, в течение года будет необходим ремонт и обслуживание нового оборудования, следовательно, эти затраты уже можно включать в план. Или же компания не планирует менять численность сотрудников и их заработные платы в рамках рассматриваемых сроков, тогда затраты на оплату труда можно рассчитать в плане предельно точно. Но здесь не настолько точной информации, как в краткосрочном плане, где часто уже имеются конкретные счета для будущей оплаты.

Такие прогнозы часто называют финансовым (или бюджетным) моделированием. Здесь нет конкретных сумм, но большую часть расходов и доходов можно достаточно легко предсказать с высокой точностью.

Зачем нужно составлять финансовый план

Компании любого масштаба обязательно нужен финансовый план, он может быть проработан с различным уровнем углубленности и с разным уровнем внимания к деталям, но хотя бы простейший план должна составлять любая компания. Необходимость этого можно подтвердить многими причинами, сточит рассмотреть наиболее значимые из них.

  • Средства. План позволит определить, хватит ли компании денег для реализации рассматриваемых целей. Особенно это важно, если речь идет о цели, которая требует серьезных финансовых вложений. К таким задачам можно отнести увеличение штата сотрудников, ремонт помещений, оборудование новых цехов, закупка оборудования и так далее. Как правило многие цели связаны между собой, потому без плана есть риск того, что деньги закончатся на середине его реализации, следовательно, без дальнейшей работы, на которую уже нет средств, уже проделанная работа окажется просто ненужной, а деньги будут потрачены впустую. Именно грамотный план позволит избежать подобного.
  • Цели. План позволит объединить цели, а также прийти к пониманию того, как их все реализовать. Например, специалисты по складской логистике просят увеличить запасы, чтобы была возможность максимально оперативно отгружать заказчикам продукцию. Но большие запасы предполагают большое количество временно замороженных средств, что может негативно сказаться на работе других отделов. Руководство компании может решить оптимизировать работу складов, обеспечить их программным обеспечением для точного определения остатков и заказов именно недостающих позиций, которые не будут замораживать деньги. Так получается сразу решать задачи различных подразделений компании без негативных последствий для других.
  • Контроль. Это особенно актуально для крупных организаций. Для каждого отдела устанавливаются определенные цели и выделяется бюджет на их реализацию. Если отдел не укладывается в установленный бюджет, то для дополнительного финансирования потребуется согласование руководства со всеми вытекающими. Так компания может четко контролировать бюджет, а также получать полное понимание причин, по которым запланированных сумм где-то не хватило.

Этапы финансового планирования

План может составлять в двух последовательностях. Иногда цели ставит руководство, после чего уже все подразделения компании на основе этих целей составляют свои планы. Бывает и ровно противоположная ситуация, когда первоначально именно отдели формируют свои цели, после чего уже руководство организации на их основе формирует общие целы.

Если рассмотреть оптимальный вариант планирования по двум этим методиками, то план составляется в следующей последовательности:

  • управление организации формулирует основную цель на установленный срок;
  • каждое подразделение организации формулирует свой план по достижению вышеуказанной цели;
  • происходит согласование бюджета между руководством и отделами;
  • отделы вносят некоторые коррективы в бюджет в зависимости от своих внутренних особенностей;
  • происходит финальное утверждения бюджета. 

Так получается общий план компании, а также планы для каждого отдела, при этом все они будут соответствовать как общим интересам фирмы, так и интересам каждого ее подразделения.

Хороший финансовый план: из чего он состоит

Для частных организаций не предусмотрена какая-либо строгая единая форма финансового плана, как это сделано для государственных предприятий. Следовательно, любая частная компания имеет право самостоятельно определять разделы, которые будут включены в план, а также уровень их проработки. 

Некоторые организации, особенно небольшие, могут обойтись только Cash Flow, это специальная таблица, где расписаны ожидаемые поступления средств и расходы в рассматриваемый срок. 

Не всегда расходы и доходы компании идут ровно, например, в какие-то месяцы могут совершаться массовые закупки, или бизнес вообще может быть сезонным. Тогда применяется форма прогноза убытков и прибылей (P&L), при этом рассматриваются не общие суммы, а они выравниваются по периодам. Также можно привести пример с крупными закупками, допустим, фирма приобретает и оборудует новый цех, по Cash Flow это будет единоразовой тратой, но ведь цеха буду приносить прибыль еще много лет. Именно поэтому P&L позволяет распределить эти вложения равномерно. 

Также прогнозы по двум вышеуказанным разделам должны обязательно сходиться друг с другом. Для их сопоставления используют еще один раздел под названием балансовый план. Если имеются расхождения в прогнозах P&L и Cash Flow, то план нельзя назвать корректный. Общее количество и виды разделов определяются исходя из особенностей деятельности организации, ее масштабов и поставленных задач.

Рекомендуем курс

Профессия Бухгалтер

Eduson Academy
Рейтинг4.60
Длительность3 месяца
Цена39 156 ₽
Рассрочка3 263 ₽
Много практики
365 дней поддержки куратора
Доступ навсегда

Курсы бухгалтеров с нуля

Реклама. Информация о рекламодателе по ссылкам в статье.